География Культура и искусство Наука Общество Просвещение Религия Спорт

Краткая история хиджаба

Хиджаб у иудеев

Наши сведения с исторической точки зрения нельзя назвать полностью исчерпанными. Они будут полными лишь в том случае, если мы будем в состоянии высказать свои мнения обо всех народах мира, живших до периода возникновения ислама. Но однозначно известно, что до исламской эры среди некоторых народов ношение хиджаба было распространённым явлением.
По моим сведениям, основанным на материале исторических книг, хиджаб существовал в Древнем Иране, среди иудеев и, по всей вероятности, также и в Индии, и правила ношения хиджаба у этих народов были гораздо строже, чем в исламе. Но среди арабов-язычников хиджаба не было, его ношение было введено исламом.
Вильям Дюрант в своей книге «История цивилизации» в этом плане относительно иудеев и законов Талмуда говорит: «Если женщина нарушила иудейские законы, например, если она появилась в общественном месте без платка или иного головного убора, на глазах у людей сучила нити, обсуждала что-либо с мужчинами или говорила так громко, что соседям было слышно, то муж имел право дать ей развод и выгнать из своего дома. При этом он не обязан был платить ей за это какую-либо компенсацию»[1]. Следовательно, ношение покрывала (хиджаба) среди иудеев осуществлялось посредством более строгих правил, чем таковых в исламе.

Хиджаб в Древнем Иране

Вильям Дюрант отмечает: «В период жизни Заратуштры[2] женщины пользовались широкими привилегиями, они появлялись в обществе свободно, не скрывая своего лица»[3]. Далее он добавляет: «После периода правления Дария[4] женщина, особенно среди имущих классов, стала пользоваться всё меньшими привилегиями. Женщины из бедных слоёв населения, вынужденные для работы находиться среди общества, сохранили свою свободу. Что касается других женщин, то предписанный им в период менструации срок нахождения в изоляции от общества, постепенно продлевался и охватил весь период их социальной жизни. Данное обстоятельство считается своего рода источником ношения покрывала и затворничества женщин среди мусульман. Женщины из высших социальных слоёв осмеливались выходить из дома только сидя в паланкине, покрытой материями; им ни в коем случае не позволялось свободно общаться с мужчинами. Замужние женщины не имели права видеться ни с одним посторонним мужчиной, включая даже своих отцов и братьев. В древнеиранских рисунках, сохранившихся до наших дней, невозможно встретить ни одного фрагмента с изображением женщин и ни одного женского имени»[5].

Таким образом, в Древнем Иране были установлены очень строгие правила ношения покрывала (хиджаба), и даже отцы и братья для замужних женщин считались чужими.

Разве хиджаб был заимствован исламом из культуры Древнего Ирана?

На взгляд Вильяма Дюранта, строгие правила, установленные на основе древней зороастрийской религии по отношению к женщинам, находящимся в состоянии менструации, заставляли её на протяжении всего периода менструального цикла сидеть в заточении; всё это время люди избегали общения с ней. По мнению этого автора, получается, что подобное положение у зороастрийцев послужило главной предысторией исламского хиджаба. Кстати, подобные правила относительно общения с женщиной в период менструации встречались и среди иудеев.
Но что имеет в виду этот автор, когда говорит, что «данное обстоятельство считается своего рода источником ношения покрывала и затворничества мусульманских женщин»? Может, он желает сказать, что причиной распространения хиджаба среди мусульман также являются строгие правила, относящиеся к менструирующей женщине? Доподлинно известно, что в исламе подобных правил никогда не существовало и не существует. Менструирующая мусульманская женщина освобождена разве что от некоторых ритуальных обязательств, каковыми являются, например, молитва (салят) и пост (саум); кроме того, в период менструации ей не разрешается вступать в половое сношение. С точки зрения общения с другими людьми, для менструирующей женщины никаких запретов не существует и, следовательно, она вовсе не обязана быть затворницей.
К тому же, автор имеет в виду то, что ношение хиджаба стало исламской традицией и распространилось среди всех исламских народов под влиянием иранцев. И здесь он снова ошибается. Ибо айаты, обязывающие женщин носить хиджаб, были ниспосланы ещё до того, как иранцы приняли ислам.
По обоим вышеперечисленным вопросам точнее узнать точку зрения Вильяма Дюранта можно по следующим высказываниям. Исследователь утверждает, что хиджаб был распространён среди мусульман именно иранцами — после того, как они приняли ислам; а также отмечает, что отказ от сексуальных отношений с менструирующей женщиной способствовал тому, чтобы впоследствии мусульманки стали носить хиджаб и стали затворницами.
Итак, Дюрант говорит: «Связи арабов с Ираном служили одной из предпосылок распространения на исламских территориях традиции ношения хиджаба. Арабы относились к женской привлекательности с опаской, они постоянно были страстно влюблены в неё и компенсировали естественное влияние женщины на них при помощи свойственного мужчине сомнения в её добродетельности и превосходстве. Однажды ʻУмар[6], обращаясь к своему племени, сказал: «Советуйтесь с женщинами, но поступайте наперекор их советам». В первом веке хиджры (623 г. н.э.) мусульмане пока ещё не обязывали женщин носить хиджаб, мужчины и женщины встречались друг с другом, рядом ходили по улицам, совершали в мечетях совместные молитвы.

Ношение хиджаба, введение гаремов и привлечение евнухов к работе в женском обществе вошло в традицию в годы правления омейядского халифа Валида II (126-127). А затворничество женщин началось с того, что мужчинам было запрещено вступать в супружеские связи с ними в период менструации»[7].
Кроме того, этот же автор утверждает, что «Пророк запрещал ношение открытого одеяния, но многие из арабов игнорировали эти требования. Представители всех слоёв населения носили разнообразные украшения. Женщины украшали свои тела ношением полукафтанов, блестящих поясов, открытыми и разноцветными одеяниями, волосы красиво связывали в пучок или отпускали плетёнными на спинах, иногда придавая им большей красоты путём украшения чёрными шёлковыми нитками. Во многих случаях они украшали себя драгоценностями и цветами, а после 717 года начинали скрывать свои лица ниже глаз специальными масками. После этого ношение этих масок стало традицией»[8].

Вильям Дюрант о древних иранцах в этом плане пишет: «Имение временных жён (мутаʻа) было распространённым явлением. Эти временные жёны могли свободно появляться среди общества и участвовать в мужских пирах. Но законные жёны, как правило, находились под охраной в домах. Этот старинный иранский обряд передался и исламу»[9].

Вильям Дюрант рассуждает таким образом, как будто во времена Пророка (с) никаких предписаний относительно ношения покрывала женщинами не существовало, и как будто Пророк (с) запретил только ношение открытой одежды! И как будто женщины-мусульманки в первом и начале второго веках хиджры появлялись в обществе безо всякого хиджаба, тогда как дело обстояло совсем по-иному. Исторические свидетельства говорят об обратном положении.

Несомненно, высказывания Дюранта соответствуют положению женщин языческой эпохи. А ислам в этом плане ввёл определённые изменения. Так, например, одна из жён пророка (с), ‘Аиша, выразила недоумение поведением женщин из общества ансаров[10]: «Блаженны женщины из ансаров! После того, как были ниспосланы айаты суры “Ан-Нур”[11], ни одна из них, как это было прежде, не была замечена на улице. Они покрывают свои головы чёрными покрывалами, будто на их головах сидят чёрные вороны»[12].

Абу Дауд в своей книге «Сунан» приводит подтверждение этого положения, приведя высказывание Умм Салмы: «После того, как был ниспослан айат “…чтобы они туго затягивали свои покрывала”[13], женщины из ансаров поступили именно таким образом»[14].

Граф Де Гобино[15] в своей книге «Три года в Иране» выражает убеждённость в том, что строгие Сасанидские правила ношения хиджаба сохранились среди иранцев и в исламском периоде. Кроме того, он убеждён, что характерной чертой Сасанидского Ирана было не только ношение покрывала, но ещё и то, что женщин прятали от чужих взоров. По его словам, своенравие мубедов[16] и принцев той эпохи достигло такого уровня, что люди боялись признаться, что дома у них есть красивые женщины, и стремились, во что бы то ни стало, спрятать их. Ибо выяснение наличия у кого-либо красивой женщины означало, что муж её далее уже не распоряжается ни своей женой, ни своей жизнью[17].

Хиджаб у арабов-язычников

Джавахарлал Неру, покойный премьер-министр Индии, также убеждён, что хиджаб заимствован исламом у других народов: римлян и иранцев. В своей книге «Взгляд на всемирную историю», выражая восхищение исламской цивилизацией, он указывает на происходившие в последствии изменения и, в частности, говорит: «Произошло ещё одно крупное и достойное сожаления изменение, касающееся положения женщин. Среди арабок не существовала традиция ношения покрывала. Они жили не отдельно от мужчин, не скрываясь от них, наоборот, появлялись вместе с мужчинами в общественных местах, совершали совместную молитву, слушали и сами читали проповеди. Но арабы в ходе своих победоносных войн постепенно стали заимствовать традиции покорённых ими сверхдержав: Восточно-Римской (Византийской) и Иранской империй. Арабы нанесли поражение Византийской империи. Они полностью уничтожили Иранскую империю. Но, тем не менее, сами оказались в плену обеих традиций.
Согласно преданиям, такие обычаи, как отделение женщин от мужчин и их затворничество, распространились среди арабов именно под влиянием Византии и Ирана. Постепенно формировалась система гаремов, женщины и мужчины отделились друг от друга»[18].
Но это не так. Нельзя сказать, что ислам не уделял никакого внимания правилам ношения одежды со стороны женщин. Позднее, в результате общения мусульман-арабов с мусульманами-неофитами, правила ношения хиджаба приняли более жёсткую и строгую форму по сравнению с тем, что было при Пророке (с).
Судя по словам Неру, у византийцев (может быть, под влиянием иудеев) женщины также носили покрывало, и, якобы, традиция создания и содержания гаремов проникла во двор исламских халифов тоже благодаря Риму и Ирану. На этот момент указывали и другие авторы.


Хиджаб в Индии

В Индии существовали строгие правила ношения хиджаба. Но неизвестно, данная традиция проникла в Индию под влиянием ислама или она существовала в этой стране до ислама. Может быть, в Индии люди, не являющиеся приверженцами ислама, приняли традицию ношения хиджаба под воздействием мусульман и, особенно, иранцев? Но однозначно известно, что правила ношения хиджаба в Индии были такими же строгими, как в Древнем Иране. Судя по словам Вильяма Дюранта, традиция ношения хиджаба проникла в Индию посредством иранских мусульман[19].
После вышеприведённых выводов, Неру заявляет: «К сожалению, эта предосудительная традиция стала одной из особенностей исламского общества, а после прихода мусульман в Индию, распространилась и среди автохтонного населения этой страны»[20]. Итак, Неру убеждён, что хиджаб проник в Индию посредством мусульман. Но если согласимся, что одной из причин возникновения хиджаба является аскетизм и отказ от удовольствий, то мы должны признать, что Индия приняла традицию ношения хиджаба ещё с древнейших времён. Ибо Индия является одним из древнейших центров аскетизма и осуждения материальных удовольствий. Рассел в своей книге «Супружество и мораль» говорит: «Половая этика в той форме, которая встречается в цивилизованных обществах, основывается на двух источниках: стремление к достоверности установления отцовства и твёрдая убеждённость в предосудительности любви. Половая этика в эпоху до Рождества Христова, а в странах Дальнего Востока и поныне основывалась только на первом источнике. Исключением здесь являются разве что Индия и Иран, где зарождался аскетизм, распространившийся впоследствии по всему миру»[21].
Во всяком случае, однозначно известно, что хиджаб в мире существовал задолго до возникновения ислама и ислам не выступает его инициатором. Но идентичны ли правила ношения хиджаба в исламе и в культурах древних народов? Совпадают ли причины и философия возникновения традиции ношения хиджаба в исламе с теми причинами и философией, которые служили источником возникновения хиджаба у других народов? В последующих главах данные вопросы станут предметом тщательного обсуждения.

Автор

[Мотаххари, Мортаза|Мотаххари, Мортаза]

  • 1. Дюрант В. История цивилизации. Т. 12. С. 30.
  • 2. Заратуштра или Заратустра (перс. زرتشت‎ Zartošt) — основатель зороастризма (маздеизма), жрец и пророк, которому было дано Откровение Ахуры Мазды (Бога) в виде Авесты — Священного Писания.
  • 3. Дюрант В. Указ. соч. Т. 1. С. 552.
  • 4. Дарий ― Дарий I (др.-перс. Дараявауш, что означает «Держащий добро», «Добронравный») — персидский царь, правил в 522 — 486 годах до н. э.
  • 5. Там же. С. 553.
  • 6. Умар б. ал-Хаттаб ал-Фарук (585-644) ― один из самых близких сподвижников Пророка (с), выдающийся государственный деятель, второй праведный халиф после Абу Бакра, умершего в 634 году. При его правлении произошло быстрое расширение исламских владений за пределами Аравии (завоевание западной части Ирана, Египта и Сирии) и превращение общины мусульман-арабов в многонациональное исламское государство с огромной территорией и ресурсами. Им были применены очень важные и действенные методы государственного правления, которые в целом сохранялись в течение нескольких веков.
  • 7. Дюрант В. Указ. соч. Т. 11. С. 112.
  • 8. Там же. С 111.
  • 9. Там же. Т. 10. С. 233.
  • 10. Ал-Ансар (мн. ч. от араб. «насир» ― помощник) ― жители Йасриба (Медины), которые в 622 году заключили с Пророком (с) договор, согласно которому признали его своим предводителем и вероучителем. Они предоставили Пророку (с) и переселившимся в Медину мусульманам (мухаджирун) право поселиться в их городе и оказали им всякую помощь и поддержку.
  • 11. К, 24.
  • 12. Аз-Замахшари. Кашшаф. Комментарии к 31-у айату суры «Ан-Нур» («Свет»).
  • 13. К, 33: 59.
  • 14. Абу Дауд. Сунан. Т. 2. С. 382.
  • 15. Жозеф-Артюр де Гобино (1816—1882) — известный французский ориенталист, романист, социолог и историк, идеолог аристократии, апологет социального неравенства, основоположник реакционной теории «неравенства рас», на которую опирались теоретики антисемитизма. Проводил свои взгляды также и в беллетристических произведениях, подчёркнуто резко изображая классовую борьбу, становясь при этом на сторону аристократии.
  • 16. Мубеды ― зороастрийские жрецы.
  • 17. Гобино Ж.-А. Три года в Иране. С. 124.
  • 18. Неру Дж. Взгляд на всемирную историю. Т. 1. С. 328.
  • 19. Дюрант В. Указ.соч. Т. 2. С. 347.
  • 20. Неру Дж. Указ. соч. Т. 1. С. 331.
  • 21. Рассел Б. Супружество и мораль. С. 135.