География Культура и искусство Наука Общество Просвещение Религия Спорт

Абу Михнаф

Лут бин Йахйа бин Са'ид Абу Михнаф ал-Азди ал-Гамиди (ар. - ابو مخنف لوط بن یحیی بن سعید الازدی الغامدی)- крупнейший историк времени последних Омейядов и первых Аббасидов, «учитель собирателей известий» (шайх асхаб ал-ахбар) [1] Куфы. Умер в 157/774 г.[2]
Отец Абу Михнафа был вождем крупного племенного объединения ал-азд, участвовал в битве при Сиффине на стороне 'Али бин Аби Талиба и пользовался большим уважением последнего. Сам Абу Михнаф - видный представитель оппозиции Омейядам в Ираке. Его симпатии - на стороне Ирака против Сирии, на стороне 'Али против Му'авии. Его интересы обращены на историописание Ирака, борьбы иракцев против сирийцев, борьбы Алидов против Омейядов, выступлений хариджитов.
Деятельность Абу Михнафа является примером превращения племенного предания в историческую литературу. Повествование в форме племенного предания не знало связного изложения ряда отдельных событий, оно строилось по принципу событийной организации материала.
Абу Михнаф продолжил эту племенную традицию, однако в его трудах изменились содержание рассказов и их назначение. Он повествует в форме племенного предания о событиях, которые касаются всей общины мусульман. Основное внимание он уделил изложению событий, связанных с алидскими выступлениями. Подробно и скрупулезно он описал бунт Худжра бин 'Ади в Куфе, выступление и убийство ал-Хусайна бин 'Али, сражение сторонников 'Али с сирийцами при Сиффине, «верблюжью» битву, убийство 'Али, восстание ал-Мухтара в Куфе (67/686 г.) и т. д.
Ибн ан-Надим и ан-Наджаши приводят в общей сложности свыше 40 названий[3]] сочинений Абу Михнафа, которыми пользовались последующие историки. Видимо, его труды принадлежали к той категории книг, которые охотно читались в широком кругу. Некоторые из них (во всяком случае, из тех сохранившихся, которые приписывают ему), должно быть, подверглись очень вольной обработке и с течением времени все больше отклонялись от оригинала[4]. Все же, как показал Ф. Вюстенфельд на материале двух известных в его время трудов Абу Михнафа, они сохранили «подлинное зерно и местами неизмененный текст»[5].
B изложении Абу Михнафа чувствуется открытая симпатия к Алидам и их приверженцам[6]. Однако его тенденциозность в изложении событий не ведет к сознательному искажению фактов. Этим сообщения Абу Михнафа выгодно отличаются от сообщений более поздних шиитских авторов, ибо партийная тенденция в изложении событий у него выражается не за счет фальсификации фактов[7], а за счет отбора материала.

Сочинения Абу Михнафа

Из 40 с лишним сочинений Абу Михнафа можно выделить группу трудов, посвященных мусульманским завоеваниям, другую группу, посвященную описанию важнейших событий из истории шиитского движения, и, наконец, третью, самую многочисленную группу трудов, в которых изложены политические события в восточном халифате при Омейядах - восстания хариджитов, борьба с сепаратистскими действиями наместников Ирака и т. д.
К первой группе сочинений, посвященных военной истории ислама, завоеванию владений Византии и Ирана, относятся следующие сочинения Абу Михнафа:
1. Китаб ал-магази («Военные походы Мухаммада») [8];
2. Китаб футух ал-Ирак («Завоевание Ирака») [9];
3. Китаб футух аш-Ша'м («Завоевание Сирии») [10];
4. Китаб футух Хурасан («Завоевание Хорасана»);
5. Китаб футух ал-ислам («Завоевания ислама»);
6. Китаб ал-гарат («О набегах») [11].
Багдадский историк Ахмад бин ал-Харис ал-Хаззаз (ум. в 258/872 г., № 35) писал, что Абу Михнаф превосходил всех историков в знании историй Ирака и его завоевания, ал-Мада'ини, учеником которого был Ахмад бин ал-Харис,- истории Хорасана, Индии и Фарса, ал-Вакиди - истории Хиджаза и биографии (пророка), и все трое писали о завоевании Сирии [12].
Вторая группа сочинений Абу Михнафа - политическая история Алидов, их борьба с Омейядами и хариджитами. Среди них:
1. Китаб ал-джамал («Верблюжья битва») [13];
2. Китаб Сиффин («Книга о Сиффине») [14];
3. Китаб ахл ан-Нахраван ва-л-хаваридж («Книга об участниках сражения при ан-Нахраване на стороне 'Али и о хариджитах») [15];
4. Китаб мактал 'Али («Убиение 'Али») [16];
5. Китаб мактал Худжр бин 'Ади («Убиение Худжра бин 'Ади») [17];
6. Китаб мактал ал-Хусайн («Убиение ал-Хусайна») [18];
7. Китаб ахбар (вар. хабар) ал-Мухтар бин Аби 'Убайд («Рассказы об ал-Мухтаре бин Аби 'Убайде») [19];
8. Китаб Зайд бин гАли («Книга о Зайде бин 'Али»);
9. Китаб Йахйа б. Зайд («Книга о Йахйе бин Зайде») [20];
10. Сират имам ал-муттакин Зайд бин 'Али («Житие имама благочестивых Зайда бин 'Али»)[21];
11. Китаб ахбар Ибн ал-Ханафийа («Рассказы об Ибн ал-Ханафии сыне 'Али»);
12. Китаб Сулайман бин Сурад ва 'Айн ал-Варда («Книга о Сулаймане бин Сураде и сражении при 'Айн ал-Варда») [22];
13. Китаб ал-хакамайн («Книга о двух третейских судьях»).
Третья группа сочинений Абу Михнафа содержала описание событий периода раннего ислама и правления Омейядов, и прежде всего политических событий, имевших место в Ираке. К этой группе можно отнести следующие сочинения:
1. Китаб ар-ридда («Отступничество племен от ислама»[23];
2. Китаб ас-сакифа («Книга об ас-сакифе») [24]
3. Китаб аш-шура ва мактал 'Усман («Книга о «совете» для избрания халифа и об убиении 'Усмана»)[25];
4. Китаб вафат My' авийи ва вилайат ибнихи Йазид ва вак'ат ал-Харра ва хисар Ибн аз-Зубайр («Кончина Му'авии, правление его сына Йазида, сражение в ал-Харра и осада Ибн аз-Зубайра») [26];
5. Китаб Мардж ар-Рахит ва бай'ат Марван ва мактал ад-Даххак бин Кайс («Сражение при Мардж ар-Рахите, присяга Марвану и убиение ад-Даххака бин Кайса»)[27];
6. Китаб Мус'аб ва вилайатихи-л-'Ирак («Мус'аб бин аз-Зубайр и его правление в Ираке») [28];
7. Китаб мактал 'Абдаллах б. аз-Зубайр(«Убиение 'Абдаллаха бин аз-Зубайра »)[29];
8. Китаб мактал Са'ид бин ал-'Ас («Убиение Са'ида бин ал-'Аса») [30];
9. Китаб Наджда Аби Кубайл ал-Харури («Книга о Наджде Абу Кубайле ал-Харури») [31];
10. Китаб хадис ал-азарика («Рассказ о азракитах») [32];
11. Китаб мактал Мухаммад бин Аби Бакр ва-л-Аштар ва Мухаммад бин Аби Хузайфа («Убиение Мухаммада бин Аби Бакра, ал-Аштара и Мухаммада бин Аби Хузайфы»)[33];
12. Китаб ахбар Шабиб ал-Хариджи ва Салих б. Мусаррих («Рассказы о Шабибе ал-Хариджи и Салихе бин Мусаррихе») [34];
13. Китаб хадис Рустукбаз («Рассказ о Рустукбазе») [35];
14. Китаб ал-Муставрид бин 'Уллафа («Книга об ал-Муставриде бин 'Уллафе») [36];
15. Китаб ал-Мутарриф бин ал-Мугира («Книга об ал-Мутаррифе бин ал-Мугире») [37];
16. Китаб Дайр ал-Джамаджим ва хал' 'Абд ар-Рахман бин ал-Аш'ас («Сражение близ Дайр ал-Джамаджим и смещение 'Абд ар-Рахмана бин ал-Аш'аса») [38];
17. Китаб Йазид бин ал-Мухаллаб ва макталихи би-л-'Акр («Книга о Йазид бин ал-Мухаллабе и его убийстве в ал-'Акре») [39];
18. Китаб Халид бин 'Абдаллах ал-Касри ва Йусуф бин 'Умар ва маут Хишам ва вилайат ал-Валид («Книга о Халиде бин 'Абдаллахе ал-Касриу Йусуфе бин 'Умаре, смерти Хишама и правлении ал-Валида») [40];
19. Китаб ад-Даххак ал-Хариджи («Книга об ад-Даххаке ал-Хариджи») [41];
20. Китаб ал-хаваридж ва-л-Мухаллаб бин Аби Суфра («Книга о хариджитах и об ал-Мухаллабе бин Аби Суфре») [42];
21. Китаб ахбар ал-Хиррит бин Рашид ва бани наджийа («Рассказы об ал-Хиррите бин Рашиде и племени наджийа»).
Кроме того, Абу Михнаф написал два генеалогических сочинения: историю своего рода, Китаб ахбар ал-Михнаф бин Сулайм, и Китаб канз ал-ансаб ва ахбар ан-нуссаб («Сокровище родословий и рассказы о генеалогах») [43].
Судьба сочинений Абу Михнафа оказалась более счастливой, чем судьба сочинений других авторов. Решающую роль в этом сыграл ат-Табари, который в своей «Истории» около четырехсот раз использовал сочинения, приписываемые Абу Михнафу, и тем самым предоставляется возможность восстановить тексты его монографий. Работу по реконструкции сочинений Абу Михнафа начала Урсула Сезгин. В своей недавно вышедшей книге об историографии омейядского периода[44] она, исследуя творчество Абу Михнафа как информатора последующих историков, поставила задачу собрать все материалы, приписываемые Абу Михнафу и сохранившиеся в трудах более поздних авторов, прежде всего ат-Табари. Она составила список ссылок на рассказы Абу Михнафа, которые цитировали - прямо или через посредство кого-либо - в своих трудах последующие авторы и благодаря которым можно реконструировать сочинения Абу Михнафа. Кроме того, она составила алфавитный список информаторов Абу Михнафа (с краткими биобиблиографическими заметками), основанный на анализе иснадов в «Истории» ат-Табари.
Проделанная Урсулой Сезгин работа позволяет надеяться на то, что мы получим новые сведения о творчестве Абу Михнафа-историка и его роли в арабской историографии.
Для восстановления и критического анализа текстов сочинений Абу Михнафа важны материалы Макатил ат-талибийин Абу-л-Фараджа ал-Исфахани, который многократно ссылался[45] на Абу Михнафа, не указывая, однако, названий его работ.
В этом сочинении названы имена около 25 лиц — информаторов Абу Михнафа. Причем в большинстве случаев Абу Михнаф ссылался на каждого информатора лишь по 1 разу, исключая, пожалуй, Сулаймана бин 'Аби Рашида, на которого он ссылался 7 раз. Из этого можно заключить, что, во-первых, ни один из названных информаторов не был его учителем и что, во-вторых, за этим стояло стремление автора к полноте и объективности изложения. Это, тем не менее, не исключает направленного отбора материала и информаторов.
Сочинения Абу Михнафа служили первоисточником для многих поколений историков. Среди них мы встречаем такие знаменитые имена, как ал-Мада'ини (ум. в 225/840 г.), Наср бин Музахим ал-Минкари (ум. в 212/827 г., № 16), Хишам бин Мухаммад ал-Калби (ум. в 206/821 г., № 12) и др. Последний, видимо, считал Абу Михнафа своим учителем, поскольку в Та'рих ат-Табари он чаще других упоминается в числе передатчиков рассказов со слов Абу Михнафа. В Макатил ат-талибийин Абу-л-Фараджа ал-Исфахани некоторые рассказы Абу Михнафа также приведены в передаче Хишама бин Мухаммада ал-Калби[46].
Кроме того, на Абу Михнафа ссылались многие менее известные люди, такие, как 'Умар бин Са'д ал-Басри, Иахйа бин Шу'айб, Йахйа бин Салих ат-Тайалиси и др.

Автор

С.М. Прозоров
Из книги "Арабская историческая литература в Ираке, Иране и средней Азии"

  • 1. Haджаши, Риджал, 245
  • 2. Йакут , Иршад, 6, 221; GAS, 1, 308. Техрани (Мусаффи, 382) приводит другую дату его смерти- 151/786 г.
  • 3. Ибн ан-Надим, Фихрист, .105-106; Haджаши, Риджал, 245.
  • 4. GAS, 1, 308.
  • 5. Wustenfe1d, Husein, IV-VI.
  • 6. См.: Duri, History, 49, где указаны соответствующие страницы из «Истории» ат-Табари.
  • 7. Wellhausen , Oppositionsparteien, 69-70.
  • 8. Йакут, не называя сочинения, ссылался на Абу Михнафа в рассказах о завоевании Рея и Азербайджана (Му'джам,1, 173; 2, 895), о походе 'Усмана б. Аби-л-'Ас-и в Бахрейн и набеге на Фарс (там же, 1, 509, 890), о завоевании Хомса (там же, 2, 335).
  • 9. Отрывки из него см.: Балазури, Футух, 241, 243, 245, 252, 253, 278; Табари, Та'рих, 1, 2018—2020, 2377-2378, 2384—2385.
  • 10. Цитаты из него см.: Балазури , Футух, 108, 109, 118, 122, 130 Ибн Хаджар, Исаба, 3, 1005—1006.
  • 11. Рукопись этого сочинения хранится в Анкаре. Согласно Ф. Сезгину (GAS, 1, 309), она подготовлена к печати.
  • 12. Ибн ан - Нади м , Фихрист, 106.
  • 13. См.: Табари, Та'рих, 1, 3101, 3126, 3137-3138, З140, 3173-3174, 3189, 3199-3200, 3201-3204; Ибн Аби-л-Хадид, Шарх нахдж ал-балага, 1,147, 233-236, 256-262, 263-266, 309-311; 2, 187-188; 3, 17-19, 35, 37-38; 4, 8-9, 10-11, 215-219, 225-227; 9, 111- 113, 310-316, 318-327.
  • 14. Отрывки из него см.: Табари, Та'рих, 1, 3243-3249, 3259-3260, 3263-3319, 3322-3335, 3336-3340, 3344-3349; Ma'cуди, Мурудж, 4, 387, 5, 48—56 (сведения о количестве убитых, в битве при Сиффине); Ибн Аби-л-Хадид, Шарх нахдж ал-балага, 14, 8, 9, 10-13, 14-16.
  • 15. См.: Табари , Та'рих, 1, 3350-3372, 3374-3387.
  • 16. Отрывок из него приводит ал-Мас'уди (Мурудж, 5, 44-45).
  • 17. Возможно, полностью сохранилось у ат-Табари (Та'рих, 2, 111-156).
  • 18. Несколько рукописей этого сочинения хранится в разных библиотеках мира (см.: GAS, 1, 308-309). В конце прошлого века Ф. Вюстенфельд перевел это сочинение на немецкий язык. В 1343/1925 г. и в 1375/1956 г. в г. Неджеф (Ирак) было осуществлено два издания К. мактал ал-Хусайн б. Али.
  • 19. Рукописи с таким названием хранятся в библиотеках Берлина, Лейдена, Готы. Ф. Вюстенфельд сделал перевод на немецкий язык этого сочиненияи исследовал его. Он пришел к выводу, что оно не принадлежит Абу Михнафу.. В «Истории» ат-Табари восстание ал-Мухтара в изложении Абу Михнафа занимает около 250 страниц (см.: Та'рих, 2, 497-746).
  • 20. Рассказы о восстании и смерти Йахйи в изложении Абу Михнафа сохранил ат-Табари (Та'рих, 2, ',1770-1774).
  • 21. Рукописи этого сочинения хранятся в библиотеках Берлина и Милана (см.: GAS, 1309). Цитаты из него имеются в «Истории»ат-Табари (Та'рих, 2, 1668-1670, 1676-1677, 1685-1688, 1698-1713, 1716).
  • 22. Описание этих событий со ссылкой на Абу Михнафа приводит ат-Табари (Та'рих, 2, 497-513, 534-537, 538-569). См. также: Мас'уди, Мурудж, 5, 219-221.
  • 23. Цитаты из этого сочинения Абу Михнафа приводит ат-Табари (Та'рих, 1, 1888-1890,1901,1906).
  • 24. Имеется в виду сакифа (букв. «навес'», т. е. место собрания племени) племени ca'ида, где после смерти Мухаммада решался вопрос о его преемнике. Спор шел между приверженцами Абу Бакра и ансарами - сторонниками Са'да б. 'Убады ал-Хазраджи.
  • 25. Цитируют ал-Балазури (Ансаб, 5, 18-21, 24, 28-31, 36, 38, 48, 54-55, 57, 59, 62-66, 71-72, 74, 76-78, 83-84, 87, 99), ат-Табари (Та'рих, 1, 2776-2788), ал-Мас'уди (Мурудж, 4, 297-298).
  • 26. Отрывки из этого сочинения цитируют ал-Балазури (Ансаб, 4, 31-37, 42, 46, 48, 51) и ат-Табари (Та'рих, 2, 196-197, 202-203, 216-222, 395-397, 400-405, 410-421, 422, 424, 436, 494, 496, 521-529).
  • 27. Отрывки из него см. у ал-Балазури (Ансаб, 5,126, 131, 138, 141, 155) и у ат-Табари (Та'рих, 2, 479486).
  • 28. Цитирует ал-Балазури (Ансаб, 5, 336, 351; 4, 155).
  • 29. Цитаты из него см.: там же, 5, 364, 365, 367; Табари, Та'рих, 2, 847, 850, 1051; Mac'yди, Мурудж , 5, 263-264.
  • 30. Цитируют ал-Балазури (Ансаб, 5, 28, 33, 34-35, 39-47, 79-80) и ат-Табари (Та'рих, 1, 2908-2921).
  • 31. Цитируют ал-Балазури (Ансаб, 4, 29-30) и ат-Табари (Та'рих, 2, 401, 402, 517, 737).
  • 32. Цитаты из этого сочинения приводит ат-Табари (Та'рих, 2, 513-520, 581-582, 753-765, 821-829, 855—857, 875—.78, 1003—1021
  • 33. Цитирует ат-Табари (Та'рих,- 1, 3233—3235, 3243—3248, 3392—3396, 3402—3413).
  • 34. Цитирует ат-Табари (Та'рих, 2, 881-978).
  • 35. См. т ам же, 2, 873-875, 1208-1209.
  • 36. См. т ам же, 2, 17-21, 28-65.
  • 37. Цитирует ат-Табари '(Та'рих, 2, 979-1002).
  • 38. Цитирует ат-Табари (Та'рих, 2,1052-1077, 1082-1091, 1094-1096, 1132- 1134, 1137-1138).
  • 39. Цитирует ат-Табари (Та'рих, 2, 1110-1118, .1143-1144, 1208-1212, 1306-1312, 1317-1322, 1331, 1333-1336, 1350-1352, 1356-1361, 1379-1394,1395-1417).
  • 40. Ат-Табари (Та'рих, 2, 1836-1837) приводит рассказ о смещении Йусуфа б. 'Умара в 126/744 г., ссылаясь на Абу Михнафа.
  • 41. Цитирует ат-Табари (Та'рих, 2, 1913-1914, 1938-1940, 1946-1948).
  • 42. Цитаты из него см. там же, 2, 581-590, 821-829, 855-857, 875—-878, 1003-1009.
  • 43. GAL, SBd 1, 102. Однако источники не упоминают этого сочинения.
  • 44. Sezgin, Abu Mihnaf.
  • 45. Перечень страниц дал Ф. Сезгин (GAS, 1, 309).
  • 46. Например, причины и обстоятельства выступления Зайда б. 'Али, причины убийства Йахйи б. Зайда и т.д. См.: Исфахани, Макатил, 90 и сл.,103 и далее.